Журнал
«Железнодорожный транспорт»
№ 5 2013 год

Журнал «Железнодорожный транспорт» № 11 2011 год

 

 






2013 год

№5 2013 год

№6 2013 год

№7 2013 год

№8 2013 год

№9 2013 год

№10 2013 год

№11 2013 год

№12 2013 год

Доклад первого вице-президента ОАО «РЖД» А.С. МИШАРИНА
С. 4–11. 10 рис.

Журнальный вариант выступления на заседании НТС, на котором был рассмотрен вопрос «Об актуализации Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года». Дана оценка конкурентоспособности российских железных дорог на базе международных сравнений, определены приоритеты и долгосрочные цели развития железнодорожного транспорта. Приведены основные сценарии развития транспорта в соответствии с Транспортной стратегией на период до 2030 г., оценка финансовых ресурсов на их реализацию и данные о потребных инвестициях на развитие и обновление инфраструктуры и парка подвижного состава, предусмотренные в Генеральной схеме на период до 2020 г.

Ключевые слова: Генеральная схема развития сети железных дорог; Транспортная стратегия; перспективы развития железнодорожного транспорта; финансирование железнодорожного транспорта; структура рынка грузовых перевозок; прогнозирование объемов перевозок грузов; модель развития пассажирских перевозок.

Доклад генерального директора ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Ф.С. ПЕХТЕРЕВА
С. 12–15. 4 рис.

Журнальный вариант выступления на заседании НТС, на котором был рассмотрен вопрос «Об актуализации Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года». Приведены основные целевые показатели реализации Генеральной схемы по консервативному и инновационному вариантам развития. Дан прогноз загрузки основных железнодорожных направлений на перспективу, приведено распределение грузопотоков между ходами для устранения неравномерной загрузки, предусмотренное Генеральной схемой, перечислены необходимые мероприятия по развитию инфраструктуры и обновлению парка тягового подвижного состава для обеспечения перспективных объемов перевозок.

Ключевые слова: Генеральная схема развития сети железных дорог; протяженность узких мест; неравномерность загрузки железнодорожных направлений; распределение грузопотоков между ходами; консервативный и инновационный варианты развития железнодорожного транспорта.

Выступление начальника Центральной дирекции инфраструктуры В.Н. СУПРУНА
С. 16–18. 5 рис.

Журнальный вариант выступления на заседании НТС, на котором был рассмотрен вопрос «Об актуализации Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года». Проанализирована динамика показателей объемов модернизации и ремонтов пути, среднего межремонтного ресурса пути, средневзвешенных допускаемых скоростей. Определены задачи ЦДИ по приведению технических параметров инфраструктуры РЖД к требованиям стандарта с целью подготовки к предусмотренному Генеральной схемой формированию полигонов скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов, а также выделенных грузовых направлений. Приведены мероприятия по ликвидации барьерных мест по верхнему строению пути и инженерным сооружениям, необходимые для дальнейшего развития высокоскоростного и тяжеловесного движения.

Ключевые слова: Генеральная схема развития сети железных дорог; протяженность бесстыкового пути; межремонтный ресурс пути; объем ремонта инфраструктуры железных дорог; узкие места на железнодорожном транспорте; средневзвешенные допускаемые скорости; организация тяжеловесного движения; высокоскоростное движение.

В.Г. ЛЕЩИШИН, начальник Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД»
Развитие Восточного полигона требует общих усилий С. 20–22.

Представлена программа по развитию Транссибирской магистрали и БАМа при помощи федерального правительства, рассказано о большом значении этих магистралей в жизни региона.

Ключевые слова: развитие БАМа; Транссиб за 7 суток.

Р.Ю. ТИМОФЕЕВ, начальник Управления по вопросам интеллектуальной собственности ОАО «РЖД»
Эффективно использовать интеллектуальную собственность С. 23–27.

Освещены вопросы обеспечения должной охраны результатов интеллектуальной деятельности и управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД». Рассказано о работе по патентованию разработок компании. Приведены составляющие портфеля интеллектуальной собственности: изобретения, программы, товарные знаки и пр., данные о количестве охраняемых объектов. Рассказано о рационализаторской деятельности компании, частью которой является смотр-конкурс «Идея ОАО «РЖД».

Ключевые слова: Патентная стратегия ОАО «РЖД» до 2030 г.; управление интеллектуальной собственностью; рационализаторская деятельность; товарный знак «Буксол»; товарный знак «РЖД»; смотр-конкурс «Идея ОАО «РЖД».

П.А. ИВАНОВ, начальник Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»
С учетом требований времени и транспортного рынка С. 28–33. 6 рис.

Освещена деятельность Центральной дирекции управления движением (ЦД), первой крупной производственной вертикали, сформированной в рамках построения холдинга «РЖД»: построение технологии перевозочного процесса и нормативно-правовой базы грузовых перевозок, отвечающих требованиям времени и транспортного рынка, унификация тарифов, создание информационной базы, разработка Единого сетевого технологического процесса. Рассмотрен комплекс мероприятий по повышению эффективности перевозочного процесса: переход на инновационную технологию организации движения грузовых поездов по расписанию, организация сквозных технологий, увеличение провозной способности, взаимодействие с портами и др.

Ключевые слова: эксплуатационная работа; Центральная дирекция управления движением; Единый сетевой технологический процесс (ЕСТП); система наряд-заказов; сроки доставки грузов; движение грузовых поездов по расписанию; инновационные технологии перевозок.

С.Н. ШАРАПОВ, заместитель генерального директора ОАО «Институт экономики и развития транспорта» (ИЭРТ)
Д.С. РУБЧЕНКО, заместитель заведующего отделением по разработке отраслевых нормативов
О.И. ГРАБОВА, главный научный сотрудник отделения перспективного моделирования перевозочного процесса
А.А. САПОЖНИКОВ, начальник сектора отделения бизнеса и технико-экономического проектирования
Сравнительная оценка стоимости реконструкции верхнего строения пути
С. 34–37.

Дано сравнение сметных стоимостей работ по реконструкции верхнего строения пути при технологии работ на закрытом перегоне и в «окна» на двух участках, проведен анализ этих технологических процессов и дан расчет возможного получаемого эффекта при различных технологиях. Перечислены основные факторы, формирующие экономический эффект от движения поездов в период проведения ремонтных работ, и сделаны предложения по выбору оптимального варианта по организации и проведению ремонта пути.

Ключевые слова: инновационные технологии в путевом хозяйстве; технология реконструкции верхнего строения пути; технология круглогодичного ремонта на закрытых перегонах; технология ремонта пути в «окна»; сметная стоимость ремонта пути.

S.N. SHARAPOV, Deputy CEO of JSC "Institute for economy and transport development" (IERT)
D.S. RUBCHENKO, Deputy head of the Department for the development of industry standards
O.I. GRABOVA, main researcher, Department of advanced modeling of the transport process
A.A. SAPOZHNIKOV, the chief of sector of Department business and techno-economic design
Comparative assessment of the permanent way reconstruction cost. Zheleznodorozhny Transport (The Railway Transport Magazine) 2013, № 5, P. 34–37.

Compared are the costs of of the permanent reconstruction made with full traffic interruption ant with temporary time-outs. These technologies were analysed and results of the calculation of possible effect is given. Listed the main factors influencing the economic effect of train traffic during the repair work, and made suggestions for choosing the best option for the organization and carrying out of repairs.

Keywords: innovative technologies in the railway track sector; reconstruction of the permanent way; year-round repairs with full traffic interruption; track repair using temporary time-outs; the estimated cost of repairs.

С.М. ЗАХАРОВ, главный научный сотрудник ОАО «ВНИИЖТ», доктор технических наук, профессор
Д.П. МАРКОВ, главный научный сотрудник ОАО «ВНИИЖТ», доктор технических наук
Управление трением в системе колесо – рельс
С. 38–40. 4 рис.

Рассмотрены способы управления трением в системе колесо – рельс как один из факторов, влияющих на экономическую эффективность грузового движения на железных дорогах. Особое внимание уделено технологии нанесения модификаторов трения на поверхность катания рельсов на примере опыта североамериканских железных дорог. Описаны устройства для нанесения модификатора трения на поверхность катания рельсов и трибометры, обеспечивающие измерение коэффициентов трения.

Ключевые слова: вертикальный и боковой износы рельсов; мониторинг боковой поверхности и поверхности катания рельсов; лубрикация; модификатор трения; трибометр.

S. M. ZAKHAROV, chief researcher, JSC "VNIIZHT", D.Sc. (technology), professor
D. P. MARKOV, chief researcher of JSC “VNIIZHT, D.Sc. (technology)
Management of friction in the wheel – rail system. Zheleznodorozhny Transport (The Railway Transport Magazine), 2013 № 5, pp. 38–40. 4 Fig.

Considered ways of controlling the friction in the wheel – rail system as one of the factors influencing economic efficiency of the freight traffic on the railways. Special attention is paid to the application of friction modifiers on the surface of riding the rails on the experience of North American Railways. The described is device for application of friction modifier on the tread rails and tribometry which provides a measurement of coefficients of friction.

Keywords: vertical and lateral wear of rails; monitoring the lateral surface and roll surface of rails; lubricate; friction modifier; the tribometer.

А.А. ЗАЙЦЕВ, доцент Московского государственного университета путей сообщения, кандидат технических наук
Защита пути от камнепада и осыпей
С. 41–43. 3 рис.

Рассмотрен вопрос совершенствования защитных конструкций на скально-обвальных участках железных дорог. Описаны технологии разборки скального массива, установки барьерных ограждений, сооружения покровных сетчатых конструкций, устройства металлических противокамнепадных барьеров. Приведен пример защитного устройства из покровных сеток с улавливающей траншеей. Даны схемы динамического и гибридного противокаменных барьеров.

Ключевые слова: укрепление откосов железнодорожного полотна; инженерная защита от скально-обвальных явлений; защитное устройство из покровных сеток; улавливающая траншея.

Н.А. НИКИФОРОВ, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей
Действовать в рамках концепции достойного труда
С. 46–52. 3 рис.

Дано определение понятия достойного труда, сформулированное МОТ. Рассмотрена проблема занятости на железнодорожном транспорте в условиях начавшегося спада объемов перевозок, вопросы охраны труда и социального партнерства, а также соблюдения трудовых прав работников. Дана характеристика рабочих мест, приведены данные о средней заработной плате работников ОАО «РЖД», рассказано об организации оздоровления и отдыха работников холдинга. Затронуты также вопросы социального страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: социальная и кадровая политика; концепция достойного труда; занятость; заемный труд; социальный пакет работника ОАО «РЖД»; антикризисные мероприятия; социальное страхование; НПФ «Благосостояние».

А.В. ЗЛОБИН, заместитель начальника управления эксплуатации и развития объектов производства ОАО «ФПК»
АСУ пассажирского вагонного депо
С. 53–55. 1 рис.

Представлена созданная в пассажирском вагонном депо Минеральные Воды комплексная автоматизированная система управления пассажирским вагонным депо (АСУ Депо). Дана ее структурная схема, описаны цели и функции.

Ключевые слова: информатизация ремонтных предприятий; АСУ Депо; бизнес-процессы пассажирского вагонного депо.

В.Т. ЧЕРЕМИСИН, заведующий кафедрой «Подвижной состав электрических железных дорог» Омского государственного университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор
В.А. СМИРНОВ, кандидат технических наук (ОмГУПС)
А.М. СЕМЕНОВ, кандидат технических наук
Имитационное моделирование при технологическом проектировании предприятий.
С. 55–57. 2 рис.

Предлагается метод использования ориентированных паттерновых сетей в качестве альтернативного традиционному подходу к моделированию работы современного предприятия по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, основанному на теории массового обслуживания или теории графов. Предлагаемая методология позволяет моделировать работу предприятий с высокой степенью детализации, при значительном сокращении времени и трудоемкости создания моделей отдельных элементов. В качестве примера практического использования разработанной методологии приведены результаты имитационного моделирования вагоноремонтного депо Кушмурун (Казахстан).

Ключевые слова: ориентированные паттерновы сети; моделирование работы предприятия по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава; этапы технологического проектирования; депо Кушмурун.

V. T. CHEREMISIN, head of the Omsk state University of railway engineering (OmGUPS) Department "Rolling stock of electric railways", D.Sc. (technology), professor
V. A. SMIRNOV, Ph.D. (technology) (OmGUPS)
A. M. SEMENOV, Ph.D. (technology)

Simulation technology based design of enterprises. Zheleznodorozhny Transport (The Railway Transport Magazine), 2013, № 5, pp. 55–57. 2 Fig. A method of using patterns of oriented networks as an alternative to the traditional approach to modeling of modern enterprise on repair and maintenance of rolling stock, based on Queuing theory or graph theory. The proposed methodology allows to simulate the operation of enterprises with a high degree of detail, while dramatically reducing time and complexity of creating models of the individual elements. As an example of practical use of the developed methodology, the results of simulation of car-repair depot Kushmurun (Kazakhstan).

Keywords: oriented pattern of network; modeling of the enterprise on repair and maintenance of rolling stock; stages of technological design; depot Kushmurun.

А.Г. НЕКРАСОВ, профессор, доктор экономических наук
К.И. АТАЕВ, кандидат технических наук
М.А. НЕКРАСОВА, кандидат технических наук
Н.С. КОЛОМОНОВ, аспирант МАДИ
Автоматизированные методы мониторинга рисков
С. 58–59. 3 рис.

Рассмотрена проблема управления устойчивостью цепи поставок на транспортных предприятиях. В качестве одного из методов ее решения представлена адаптивная автоматизированная система мониторинга рисков на базе искусственной нейронной сети. Методология применения нейрологического модуля предполагает прохождение семи этапов алгоритма мониторинга, замыкаясь с помощью обратной связи. Представлены алгоритм этапов мониторинга, виды метрик (критериев) системы мониторинга и пороговые значения метрик.

Ключевые слова: информационные интеллектуальные технологии; управление рисками в цепи поставок; методология применения нейрологического модуля; искусственная нейронная сеть.

A.G. NEKRASOV, D.Sc. (technology), professo
K.I. ATAYEV, Ph.D. (technology)
M.A. NEKRASOVA, Ph.D. (technology)
N.S. KOLOMONOV, postgraduate student MADI

Automated methods of risk monitoring. Zheleznodorozhny Transport (The Railway Transport Magazine), 2013, № 5, pp. 58-59. 3 Fig. The problem of stability control of the supply chain in transport companies. As one of methods of the solution presents an adaptive automated system of monitoring risk on the basis of the artificial neural network. The methodology of application of the neurological module assumes the passage of the seven stages of the monitoring algorithm, to withdraw the feedback. The algorithm of the stages of monitoring, the types of metrics (criteria) system monitoring and threshold metrics.

Keywords: intelligent information technology; risk management in supply chain; methodology of application of the neurological module; artificial neural network. Обеспечение экологической безопасности и энергетической эффективности в ОАО РЖД
С. 60–66. 3 рис. Рассмотрен большой комплекс вопросов, связанных с охраной окружающей среды, энерго- и ресурсосбережением на железнодорожном транспорте. Показана организация мониторинга окружающей среды в ОАО «РЖД» и организация производственного экологического контроля. Приведены данные по реализации экологической стратегии РЖД, снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Рассмотрены нерешенные проблемы в области экологии и предложен план их решения.

Ключевые слова: Экологическая стратегия ОАО «РЖД»; экологическая безопасность и энергетическая эффективность; Год охраны окружающей среды; центр охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте.

Д.Я. НОСЫРЕВ, профессор Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС), доктор технических наук
А.А. СВЕЧНИКОВ, аспирант СамГУПСа
Очистка отработавших газов тепловозных дизелей при реостатных испытаниях
С. 67–69. 2 рис.

Представлена разработанная на кафедре «Локомотивы» СамГУПСа концепция ступенчатой очистки отработавших газов тепловозных дизелей для снижения вредных выбросов в атмосферу при реостатных испытаниях тепловозов. Приведена принципиальная схема системы очистки, с помощью которой реализуется разработанная концепция.

Ключевые слова: ступенчатая очистка отработавших газов; снижение вредных выбросов в атмосферу; испытания тепловозов.

D.J. NOSYREV, professor of Samara state University of railway engineering (), D.Sc. (technology)
A.A.SVECHNIKOV, postgraduate student of SamGUPS

Cleaning of exhaust gases of diesel engines using rheostat tests. Zheleznodorozhny Transport (The Railway Transport Magazine), 2013, № 5, pp. 67–69. 2 Fig. Presented at the Department "Locomotives" of SamGUPS is the concept of step purification of exhaust gases of diesel engines to reduce harmful emissions into the atmosphere during rheostat tests of locomotives. A schematic diagram of the purification system, which is implemented concept.

Keywords: speed cleaning of exhaust gases; reduction of harmful emissions into the atmosphere; testing of locomotives.

И.П. КИСЕЛЁВ, профессор кафедры «Управление и технология строительства» Петербургского государственного университета путей сообщения, инженер путей сообщения, доктор исторических наук
Высокоскоростной железнодорожный транспорт: современные вызовы и перспективы развития
С. 70–74.

Охарактеризован мировой рынок высокоскоростного подвижного состава, рассказано о разработках в области создания так называемого высокоскоростного поезда следующего поколения, ведущихся исследовательскими группами МСЖД, а также научно-исследовательскими институтами ряда стран.

Ключевые слова: перспективы развития железных дорог; высокоскоростное железнодорожное движение; сверхскоростное движение; высокоскоростной подвижной состав; поезд NGT; двухэтажные вагоны; поезд TGV PSE; поезд TGV Duplex.

А.Б. ВУЛЬФОВ, председатель МОО «Общество любителей железных дорог» (ВОЛЖД)
Паровозам – жить! С. 75–77.

Статья посвящена вопросу сохранения паровоза как символа железных дорог и носителя огромной исторической памяти. Представлен системный подход к сохранению исторического наследия. Рассказано об уникальных операциях по ремонту и восстановлению паровозов.

Ключевые слова: распоряжение №2380р «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО «РЖД»; восстановление паровозов; ретротуризм.

Закон о рекламе

 
Хостинг от AGAVA
Яндекс цитирования